Его имя значится в Книге рекордов Гиннесса как имя единственного в мире актёра, который продолжает работать в столь почтенном возрасте. 10 февраля 2015 года Народный артист Советского Союза Владимир Зельдин отметил столетие. Его в сотый раз спрашивают о секрете долголетия, и в сотый раз он объясняет, что секрета не знает: возможно, надо любить свое дело больше себя самого, а себя – исключительно ради дела. «Я в спектакле говорю: если Бог хранит меня – значит, я еще не все сделал», – утверждает юбиляр.
Несмотря на столь почтенный возраст, артист до сих пор регулярно выходит на сцену. Он играет в спектаклях «Танцы с учителем» (поставлен к 95-летию Зельдина), «Давным-давно», а также исполняет сразу две роли в мюзикле «Человек из Ламанчи» (Мигель Сервантес и Дон Кихот).
Вечером во вторник 10 февраля 2015 года в Театре российской армии, где Зельдин отработал более полувека, состоялся бенефис актёра - юбилейный вечер под названием «100, или Танцы со временем».
Его рекорд как старейшего действующего в мире театрального актера зафиксировала «Книга рекордов России», и прямо на спектакле в день юбилея вручили Владимиру Зельдину сертификат, подтверждающий этот рекорд, что стало для него сюрпризом.
В рамках концертной программы поздравить юбиляра пришли, в частности, балетмейстер Владимир Васильев, сатирик Михаил Жванецкий, народные артисты Александр Ширвиндт и Геннадий Хазанов, певцы Иосиф Кобзон и Тамара Гвердцители, артисты Большого и Малого театров и многие другие.
Впрочем, корреспонденту РИА Новости виновник торжества рассказал, что не любит юбилеев и считает своё столетие "катастрофой с привкусом праздника".
Владимир Зельдин родился в Тамбовской области. Свою творческую деятельность он начал ещё в 1930-е годы: в 1935 году окончил обучение в производственно-театральных мастерских при театре МОСПС (ныне Театр имени Моссовета), а затем был принят в московский Театр транспорта (ныне "Гоголь-центр").
В кино Зельдин дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля "Семья Оппенгейма", но известность получил, когда снялся в 1941 году в главной роли в фильме Ивана Пырьева "Свинарка и пастух".
За свою творческую карьеру он сыграл несколько десятков самых разноплановых ролей в театре, а также снялся более чем в 50 фильмах и телесериалах. На его счету несколько десятков профессиональных премий, почётных званий и государственных наград.
Сейчас актер работает в Центральном академическом театре Российской армии в Москве, куда пришел 70 лет назад, в 1945 году. А общий трудовой стаж артиста к 10 февраля 2015 года составил 78 лет 10 месяцев и 12 дней.
Накануне юбилея корреспондент «АиФ» встретился с юбиляром и попытался выведать у него главные секреты его творческого долголетия.
– Владимир Михайлович, вы родились еще при Николае II – даже в уме не укладывается! И не просто прожили большую жизнь – вы стали уникальным свидетелем огромной и очень непростой части нашей истории. Понятно, что, как и на многих советских людей, особый отпечаток на вас отложила война. А кроме войны, какие периоды, события нашей истории оказались для вас наиболее удивительными?
– Пожалуй, первое событие, которое поразило меня, – это смерть Ленина. Мне тогда было 9 лет. Я был уверен, что такие люди, как Ленин, которого все боготворили, не умирают. Крайне удивительным для меня оказался период нэпа. Для меня, для всех простых граждан это было огромное, фантастическое событие. До этого пустые полки магазинов вдруг стали ломиться от продуктов. Казалось, еще немного – и наступит всеобщее счастье. Что мы на самом деле будем жить в самой лучшей стране на свете. Народ, находясь в эйфории, не задумывался об элементарных вещах. Не думали о том, что жируют-то они во многом благодаря тем, кого они презрительно называют «кулаками», «буржуями». А это ведь были просто работящие мужики с головой на плечах. Они не водку пили, а делом занимались.
– Сейчас на советский период истории наклеивается много ярлыков, многие обвиняют предыдущее поколение в молчаливом потакании власти...
– Мое поколение было законопослушным. Верили, когда нам говорили, что мы будем жить при коммунизме. Но самое главное – мы были влюблены в свое Отечество. Такого поколения больше не будет, оно уходит… Это святое поколение, оно на себе вынесло всю тяжесть военных и послевоенных лет. За 5 лет восстановили разрушенные города, села, промышленность.
– А как вы относитесь к своим дням рождения? Любите ли их отмечать?
– На мой взгляд, после 50 лет день рождения вообще не стоит отмечать – незачем. Я скажу словами писателя Оскара Уайльда: «Трагедия старости в том, что ты себя чувствуешь молодым». Несмотря на мой возраст, я задействован в трех спектаклях: «Приглашение в замок», «Давным-давно» и спектакль по великому Сервантесу «Человек из Ламанчи» – эту мечту мне подарил Юлий Гусман на мой предыдущий юбилей. Вот уже сколько лет мы играем его с большим успехом.
Мне вообще кажется, что «Человек из Ламанчи» очень ко времени, он затрагивает вопросы нравственности, человечности, доброты и милосердия. Сегодня, в век жестокости, мы привыкли к терактам, убийствам, которые стали нормой нашей жизни. Мой герой в этом спектакле говорит: «Человек не может убивать человека» и «Не называй своим ничего, кроме своей души». Это замечательная пьеса.