Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука (ИНГГ, Новосибирск) провели первые испытания работы сканирующей магнитометрической аппаратуры с воздуха, сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири".
Отмечается, что для испытаний был выбран отечественный октокоптер (восьмивинтовик) модели "АПК 2.1", оснащенный электродвигателем и достаточно компактный: в собранном виде винтокрыл вмещается в рюкзак и приводится в полетное состояние за несколько минут.
Геофизики принимали участие в археологической экспедиции под общим руководством академика Вячеслава Молодина, измерения проводились на двух точках в Новосибирской области: одиночном захоронении вблизи райцентра Венгерово и на комплексе "Тартас-1".
Летательный аппарат двигался по заранее заданным линиям, так называемым профилям, и снимал показания со строго фиксированных точек. Из-за слабости электромагнитного "отзвука" подземных аномалий высота полета варьировалась буквально с нескольких сантиметров от поверхности до 10-15 метров.
В ходе измерений на первом кургане были обнаружены довольно сильные аномалии, кроме того, уже частично раскопанном объекте был выявлен своеобразный феномен: обожженная глина имеет магнитную восприимчивость в 5-8 раз выше, чем обычный грунт.
"Остатки древнего городища или явление природы? Это предстоит выяснить позже с помощью самого традиционного устройства: лопаты", - говорится в сообщении.
Отмечается, что эффективность геофизических измерений для обнаружения древностей уже неоднократно доказана наземными работами, однако работа с воздуха имеет ряд преимуществ.
В частности, при наземных измерениях опору аппарата (например, треногу), на каждой точке измерения нужно фиксировать, раз за разом точно определять координаты съемки, при этом таких точек может быть очень много - десятки и сотни.
Кроме того, исследуемая поверхность может быть малопроходимой - заболоченной или вовсе покрыта водой: например, рекой, сменившей русло.
В то же время, отмечает издание, при использовании беспилотника также возникают проблемы, связанные, в частности, с нестабильностью воздушных потоков, изменением высоты полета и т.д.
interfax.ru/russia/432523