Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках мониторинга информационного общества.
Если в 2005 году только 9% домашних хозяйств имели доступ к глобальной сети, то в 2014 году - уже около 70%. Наиболее динамичное развитие отмечалось в 2009-2011 годах - ежегодный прирост граждан, использующих возможности глобальной сети, достигал 8-12 процентных пункта. Активный рост доли семей с интернетом - на 9 процентных пунктов - наблюдался и в 2013 году.
Несмотря на достигнутые результаты, отставание России по доступности интернета в домашних хозяйствах от среднего уровня по странам ОЭСР (75% в 2011 году) составляет 5 процентных пунктов, от стран ЕС (81% в 2014 году) - 11 процентных пунктов.
Две трети россиян в возрасте 15-72 лет (67%) использовали интернет в течение последних трех месяцев, причем более половины опрошенных (52%) делали это каждый или практически каждый день.
В 2014 году доля ежедневной аудитории интернета оказалась на 4 процентных пункта больше, чем в 2013 году. В межстрановом контексте масштабы распространения рассматриваемой практики в России близки к показателям Польши и отдельных южноевропейских стран (Португалии, Греции) и почти вдвое ниже, чем у стран-лидеров.
Немногим менее половины пользователей (43%) выходили в интернет с мобильных устройств. При этом сети сотовой связи использовались чаще, чем беспроводные сети (31% против 23%). В период 2013-2014 годов доля населения, применяющего мобильные устройства для выхода в интернет вне дома и работы, выросла с 31 до 43%. Особенно заметно увеличилась доля тех, кто подключался к сети с портативных компьютеров (с 10 до 23%).
Наиболее популярная практика в интернете - общение в социальных сетях. Доля пользователей, посещающих их для коммуникации, самовыражения и прочих целей, выросла на 8 процентных пунктов по сравнению с 2013 годом и достигла 74%. При этом профессиональные сети востребованы лишь у 3% интернет-аудитории.
Уровень распространения электронной почты практически не изменился по сравнению с 2013 годом (39% населения). Вероятно, отмечается в мониторинге ВШЭ, если в ее использовании нет необходимости (например, для решения учебных или служебных вопросов), то люди отдают предпочтение соцсетям, функционал которых гораздо шире.
Две пятых (40%) аудитории интернета за последние три месяца использовали его для телефонных и видеозвонков. Общение с помощью систем мгновенного обмена сообщениями (чаты, ICQ, QIP и др.) распространено в меньшей степени (11%).
interfax.ru/440739