Воронеж
Городские власти запустили опрос о благоустройстве Бринкманского сада в Воронеже. Анкету опубликовали в группе мэрии в пятницу, 19 апреля. У воронежцев спросили, что должно находиться в саду, чтобы горожане приехали отдыхать. Среди вариантов – летний кинотеатр, тематическое кафе, скейт-парк, зона для театральных выступлений или для проведения реконструкторских мероприятий.
– Сквер не окружен жилой застройкой, мимо него не проходят транзитные пешеходные потоки, поэтому обычное благоустройство вряд ли привлечет туда большое количество горожан. Удаленность от жилья позволяет разместить там объекты для достаточно шумного времяпрепровождения – оно не будет никому мешать. Мы хотим сделать зеленую зону востребованной у горожан, для этого очень важно понять, ради чего люди захотят приехать в него специально, – отметил Вадим Кстенин.
Бринкманский сад расположен в Коминтерновском районе, на пересечении улиц Транспортная и Урицкого. Площадь парка – около 1,14 га. Один из старейших парков Воронежа был основан более 160 лет назад. До середины XIX века парк являлся частным владением, в 1853 году командир Воронежских батальонов военных кантонистов, полковник Герман Карлович фон Бринкман, превратил участок в общественный сад. В советские годы парк пришел в запустение.
В качестве общедоступного места сад существует с 1853 года, он всего на 3 года моложе «патриарха» этой области в Воронеже – Первомайского сада. До этого территория находилась в частном владении, и владельцы были людьми необычными.
В начале века территория, где находится сад, была пригородной дачной зоной. Имела тут дачку и Елизавета Красовская, известная в Воронеже своими брачными похождениями. До 17 лет бойкая барышня успела не только выйти замуж, но и с треском развестись.
После этого ей потребовался опекун, так как закон того времени не предусматривал для подобных особ права самостоятельно отвечать за себя. За исполнение этих обязанностей взялся полковник Герман фон Бринкман, командующий местными соединениями кантонистов (то есть детей военных поселенцев, готовящихся к прохождению солдатской службы).
Вскоре ветреная Елизавета уступила обстоятельному опекуну свою дачу в собственность – была подписана купчая. Достался участок сыну полковника Александру.
Усадьба была небогатой, но обстоятельной – дом в полтора этажа, службы, два флигеля. Основную часть территории занимал фруктовый сад. И он-то и превратился решением владельцев-меценатов в зону общественного отдыха в 1853 году, названную впоследствии Бринкманским (Бринтманским) садом.
Местные «Губернские ведомости» в положительном тоне описали это событие, отметив и красивое освещение в вечернее время, и киоск с мороженым и лимонадом, и большое стечение довольной публики. Вероятно, благодаря этому широкому жесту в пользу общества, Бринкманы впоследствии успешно пережили революцию – внучка и правнук полковника кантонистов с семьей были лишены земельной собственности, но не жизни, и не средств к существованию.
Воронежцы не были избалованы в то время удобными местами для культурного отдыха, и высоко оценили подарок городу от полковничьего семейства. Парк стал излюбленным местом для прогулок. Горожане полюбили это чудесное романтическое место с красивыми аллеями.
В 1877 году он послужил обществу и в ином качестве – в связи с началом войны между России и Турцией в Воронеже на бывшей даче генерала Бринкмана на добровольные пожертвования был устроен военный госпиталь. Специальный санитарный поезд, сформированный в Воронеже, привез 28 июля в город первую группу раненых русских солдат — 134 человека. Госпиталь существовал более года и был закрыт в 1878 году, после завершения русско-турецкой войны, и парк снова стал любимым местом воронежцев. Таковым он оставался в течение многих десятилетий.
После революции сад стал городской собственностью, но сохранил статус места для культурного проведения свободного времени. В нем была детская игровая зона, танцплощадка, библиотека (как тогда говорили, «читальня»), общедоступный каток зимой.
Во время оккупации Воронежа в 1942-1943 годах в нем снова обосновался госпиталь, на этот раз немецкий. Умерших раненых хоронили здесь же, на территории старейшего городского парка. В 2008 году мэру Воронежа Сергею Колиуху направлялось письмо от организации, занимающейся воинскими захоронениями, в котором, в частности, говорилось, что немецкая сторона располагает сведениями о захоронениях немецких военнослужащих на территории Бринкманского сада. Точное положение могил за давностью лет визуально было определить трудно, однако факт их наличия подтверждался архивными документами. Предлагалось провести эксгумацию.
Раскопки велись по заданию мэрии города: заброшенный сад начали реконструировать, и нужно было удостовериться, что там не осталось безымянных воинских могил и неразорвавшихся боеприпасов. Местные жители давно пытались привлечь внимание общественности к тому, что в период оккупации Воронежа здесь хоронили солдат вермахта, умерших от ран: госпиталь был устроен в старинном краснокирпичном здании напротив парка.
По некоторым данным, в Бринкманском саду находились и могилы мирных жителей города, расстрелянных немецкой комендатурой. Члены областного поискового объединения "Дон" с помощью очевидцев и представителей "Народного союза" (Германия) выяснили схему одиночных воинских захоронений (всего их было 17). При вскрытии оказалось, что костные останки сильно повреждены и полностью фрагментированы: со времен войны в парке много раз прокладывали коммуникации, поэтому точно подсчитать, сколько человек было найдено, и опознать их уже не представлялось возможным.
Поисковики закончили обследование Бринкманского парка на улице Транспортной, где во время Великой Отечественной войны хоронили немецких солдат, умерших от ран. После составления соответствующих протоколов останки солдат были переданы представителям "Народного союза" для перезахоронения на сборном кладбище в Курске. Останков мирных жителей на территории парка не обнаружено.
После окончания Великой Отечественной войны и освобождения Воронежа общественность быстро подняла вопрос о необходимости восстановить Бринкманский сад. История парка вошла во вторую стадию после публикации в 1947 году материала в местной газете «Коммуна». Журналист возмущался, что в бывшем городском парке пасутся козы и разбиты огороды (это в голодном 1947-м году!), исчез забор, по территории самовольно проложена дорога. Он требовал очистки парка, восстановления ограждения, насаждения новой зелени, возобновления кинопоказов.
В последние годы парк находился в столь плачевном и запущенном состоянии, что многие горожане попросту не знают о его существовании и местонахождении.
Инициативу благоустройства Бринкманского сада депутаты гордумы высказали еще в 2012 году. Проект реконструкции парка подготовили в управлении главного архитектора Воронежа. Восстановление парка началось в 2013 году. Парк обнесли забором, вырубили старые и больные деревья, организовали парковку, проложили часть пешеходных дорожек и начали строительство ротонды, вокруг которой, согласно проекту, должны появиться искусственный водоем и семь мостов через него.
В последние годы восстановление городских мест культурного отдыха воронежское руководство выдвинуло в число первоочередных задач. Но в любом правиле бывают досадные исключения, и одним из них стал Бринкманский сад. Воронеж уже несколько лет не может «довести до ума» эту зону отдыха – одну из старейших в городе.
riavrn.ru, 2vrn.ru, eco.voronezh-city.ru