Профессор антропологии Гавайского университета Питер Миллс и декан факультета допобразования Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Александр Молодин восстановили облик Елизаветинского форта XIX, говорится в сообщении университета.
Речь идет о Елизаветинском форте (Fort Elizabeth) на острове Кауаи, построенном в 1816 году под руководством сотрудника Русско-американской компании Георга Шеффера.
"Реконструкция была проведена на основе описаний и графических изображений в документах русско-американской компании, официальных отчетов, наблюдения очевидцев и частной переписки первой половины XIX века, которые хранятся в архивах Российской Федерации и США, а также на основе современных археологических, картографических данных и аэрофотосъемки", - говорится на посвященном Елизаветинскому форту сайте, созданном Молодиным.
Крепость имела земляной вал с каменной "одеждой", внутри которого располагались традиционные гавайские хижины и три саманных здания - скорее всего, в них были арсенал, казарма и гауптвахта. Отмечается также, что форт, построенный, в основном, силами самих гавайцев, был частью жилого комплекса короля Каумулии, боровшегося за автономию с королем Гавайев Камеамеа, и никогда не был занят собственно русскими.
"Уникальная архитектура дает много информации о гавайской культуре начала XIX века и очень мало о русских", - говорится в сообщении университета.
Окончательно русские покинули Гавайи в начале 1820-х годов.
Оба ученых удостоены награды Гавайского исторического фонда за восстановление облика форта. Денежную премию им вручат в Гонолулу 29 мая. Отмечается, что работа ученых может стать основой для полномасштабной реконструкции форта.
interfax.ru/culture/437343
Университет Гавайев, вероятно, впервые в своей истории объявил о награждении россиянина престижной премией за сохранение культурного наследия этого тропического американского штата. Награду получит новосибирский архитектор Александр Молодин — за восстановление облика русской крепости, посредством которого подданные русской короны пытались закрепиться на тропических островах. Корреспондент НГС.НОВОСТИ поговорил с Молодиным и другими историками о том, как Гавайи целых 2 года частично были русскими и почему реальные шансы перейти под покровительство Российской империи оказались упущены.
Крепость в тропиках
На сайте Гавайского Университета появилось сообщение о награждении местного профессора антропологии Питера Миллса и его коллеги — декана Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Александра Молодина. Двое ученых за несколько месяцев работы полностью восстановили образ русского форта XIX века на Гавайях — Елизаветинской крепости.
«Архитектурой я занимаюсь уже 15 лет. Большую часть этого времени я изучаю архитектуру русских поселений в Северной Америке: Калифорнии, Аляске. Не так давно мне на глаза попались документы о Елизаветинской крепости на Гавайях, и я поехал туда», — рассказал кандидат архитектуры, доцент НГАХА Александр Молодин, с котором корреспондент НГС.НОВОСТИ пообщался по телефону. Молодин все еще на другой стороне Земли, и разница во времени составляет около 13 часов.
От русской крепости на курортных американских островах на сегодняшний день осталось лишь название. Остатки каменной лестницы, очертания земляного вала и больше ничего.
По словам архитектора, выявить границы форта удалось лишь по фотографии с высоты и снимкам из космоса. Архитектору без помощи историка и археолога обойтись было невозможно, и тогда на помощь ему пришел Питер Миллс, профессор Гавайского Университета. Он уже проводил многочисленные раскопки на месте крепости и нашел артефакты — следы пребывания русских. Плоды его работ помогли восстановить внешний вид этого форта.
«Многие могут подумать, что археологи нашли там пистолеты или монеты. Это не так. Основная часть находок — остатки фундамента и штукатурки. Для меня как архитектора это была неоценимая помощь. С другой стороны, Питер Миллс также не мог восстановить образ крепости без помощи специалиста по архитектуре. Поэтому это наша общая заслуга», — рассказывает Александр Молодин.
Русская-немецкая авантюра
Как пишут историки, главное противоборство американцев и русских за Гавайи произошло в начале XIX века. На островах в то время царствовали два враждующих местных короля — Камеамеа и Каумуалии. Именно за их отношение и боролись иностранные торговые компании.
«Руководство Русско-американской компании в 1815 году послало на Гавайи Георга Шеффера, доктора по образованию, у него была четко поставленная задача — договориться о компенсации с местным населением, разграбившим русский корабль, который там затонул, а также, дополнительным пунктом, добиться разрешения на постройку там фактории. С последним пунктом он немного увлекся. Несдержанный человек был», — рассказал историк и краевед Александр Зорин.
Справка: Российско-американская компания, созданная в 1799 году, служила инструментом по освоению и колонизации Россией Америки предпринимателями и Российской Империей. Первоначально возникла как объединение нескольких сибирских купцов.
По словам историка, Шеффер часто доводил до абсурда многие свои идеи, а если у него что-то не получалось — мог бросить на половине. Каумулии с радостью принял доктора Шеффера и пообещал ему монополию сандалового дерева, половину земель русской короне и всевозможную помощь взамен на защиту от племени Камеамеа. «Шеффер пообещал ему и солдат, и форты, и русские корабли. Начал с фортов. Он не был инженером или стратегом. Однако был начитанным человеком и участвовал в войне. Видел, как они выглядят. Начал строить сразу три в разных концах острова, но не закончил ни одного. Самый близкий к завершению был как раз Елизаветинский. Он был построен хоть и небрежно, но довольно надежно и не раз участвовал даже в более поздних местных конфликтах», — замечает Зорин. Однако ни русское правительство, ни русско-американская компания в будущем не поддержали его начинаний и отказали в поддержке.
Американцы, желая создать монополию по торговле сандаловым деревом и опасаясь закрепления русских, подговорили как местных туземцев, так и иностранцев на русской службе взбунтоваться, и в этом же году Шеффера попросили покинуть острова.
До 1818 года он пытался уверить императора Александра I продолжить экспансию на Гавайи, но правительство отказалось от этой идеи. В 1821 году руководство Русско-американской компании в Санкт-Петербурге признало Гавайские острова «сферой преобладающего влияния американских интересов».
Гавайские хибары и каменная стена
Уникальная фортификация Елизаветинской крепости стала симбиозом сразу нескольких культур. Кропотливое воссоздание образа по гравюрам, рисункам, остаткам фундамента, историческим документам и составу земли показало, что крепость французского стиля имела земляной вал с каменной одеждой. Построена она была руками гавайцев, под русским руководством и с учетом местных реалий.
«В отличие от тех же поселений на Аляске, каменные стены должны были защищать владельца крепости от "цивилизованного" противника с огнестрельным оружием.
Внутри располагались обычные для этой местности деревянные гавайские хижины с травяной крышей и три здания саманной постройки, технологии которых привезли американцы. Внутри последних размещался арсенал с погребом для хранения пороха, скорее всего казармы, и гауптвахта, в которой некоторое время жил смотритель», — рассказывает Александр Молодин.
Сейчас плоды нескольких месяцев безустанной работы археолога и архитектора приобрели визуальную форму.
Помимо фотографий с нарисованными 3D-моделями строений и видео ученые создали приложение, при помощи которого можно даже побродить по крепости. Сделать это можно на сайте fortelizabeth.org, созданном Молодиным.
Русские ни при чем
За проделанную Питером Миллсом и Александром Молодиным работу исполнительный директор Гавайского исторического фонда Кирстен Фолкнер вручит им денежные премии Сохранения (Preservation Commendation Award). Торжественная церемония должна пройти 29 мая в Гонолулу.
Впрочем, влияние русской культуры на Гавайи в университете считают не слишком глубоким, замечая, что крепость является больше заслугой гавайского народа, так как строилась руками местного населения.
«Уникальная архитектура дает много информации о гавайской культуре начала 19-го века и в меньшей степени о русских», — говорится в заявлении университета.
Будущее Елизаветинской крепости туманно. По замыслу ученых, которые работали над ее восстановлением, существует вариант передать ее под федеральную юрисдикцию США, чтобы восстановить постройки за счет госбюджета. «Надо понимать, что сам штат довольно бедный и не сможет восстановить его за счет исторического фонда. Их сил хватает лишь на то, чтобы сохранить то, что осталось от наступающей растительности. На этом острове она очень активно растет», — посетовал Молодин.
Олег Малиновский
Фото Александра Молодина
news.ngs.ru/more/2127442/