В город за любовью

В город за любовью

Воронеж

Перформанс-променад «Число любви» прошел в Воронеже в пятницу, 3 мая. Представление нового для города формата провели в рамках фестиваля независимых театров «Центр».

В основу перформанса лег текст начинающего воронежского драматурга Олеси Лихачевой, которая проходит обучение в Школе драматургии «Центр». Девушка написала прозаический текст о том, как кто-то идет по Воронежу и размышляет о городе и его метаморфозах, прохожих и уличных музыкантах, местных заведениях и музыке, звучащей из городских громкоговорителей, о родителях, ушедшем детстве и влюбленности. Рассказ от первого лица зрителям перформанса прислали за день до прогулки. На следующий день участники действа должны были прийти в условленное место, уже прочитав его.

Перформанс начался, когда из укрытия вышел человек в желтом дождевике – артист Никитинского театра. Группа зрителей – около 20 человек – двинулась за ним. Идя по городу, ведущий актер то и дело проверял незаметные на первый взгляд тайники – водосточные трубы, урны, щели в домах, кусты и клумбы. Периодически он находил там спрятанные конверты и отдавал их зрителям. В конвертах оказывались распечатанные диалоги людей, состоящих в отношениях, из соцсетей. В первых найденных «записках» были рассуждения о любви, но по ходу прогулки градус повышался: герои признавались друг другу в чувствах, говорили о тоске друг по другу, присылали смайлики с сердечками. Текст, разосланный участникам перформанса заранее, не был напрямую связан ни с маршрутом прогулки, ни с этими диалогами. Можно было представить, что люди, разговоры которых зрители видели на бумаге, гуляли этими же улицами, или что эти диалоги в мессенджерах были написаны, когда кто-то из них находился в этих точках. Так участники перформанса словно гуляли по городу в поисках чужой любви.

– Это что-то промежуточное между перформансом и спектаклем, потому что зрители никак не участвуют в действии, только идут за актером. Первая часть разворачивалась в интернете – зрители должны были прочесть текст, чтобы получить определенный настрой. Затем – сам променад. И еще третья часть – после перформанса зрители получили специально написанный музыкальный трек длительностью 50 минут, чтобы как бы заново пережить увиденное, но уже в новом состоянии. Я знаю, что в Воронеже знакомы с квестами, но на уровне семейного развлечения. А квест-спектакль – это новая форма, которая раздвигает понимание театра, и это, на мой взгляд, самое волнующее переживание, – рассказал режиссер перформанса из Санкт-Петербурга Артем Томилов.

– Я провел в Воронеже четыре дня, и мне кажется, что я уже что-то понял про этот город. Делая спектакль здесь, я подумал о том, что можно его перенести в Питер, например. Структура подойдет. Но текст для этого спектакля написала воронежский драматург, и в нем видно, что действие происходит в Воронеже. Поэтому в другом городе надо будет привлекать местного автора, чтобы локальная специфика была подчеркнута. Город – это просто большая сцена. Спектакль растягивается на час ходьбы. Прогулка пытается работать с тем, что есть под рукой: наш город, наши ноги и возможность перемещаться по улицам. По ходу променада пространство обыденности переосмысляется, расширяется диапазон взгляда на него. Почему мы выбрали прогулку для темы любви? Потому что человек гуляет, когда любит. Идет прогуляться, когда не любит, но ищет любовь. Тема любви – вообще основополагающая для человека. Она всегда с ним с момента рождения до момента смерти, просто иногда в активном состоянии, а иногда в пассивном. И за этот час прогулки мы предлагаем понять, в каком состоянии сейчас находится это всегда присутствующее в каждом ощущение любви. Это может помочь человеку заглянуть в себя. Причем мы не формулировали точно, любовь это к городу, к своему партнеру или кому-то или чему-то еще. Мы хотели обратить внимание на любовь в глобальном понимании.

Еще одним перформансом на улицах города стал спектакль для одного зрителя «Орфей не придет» режиссера из Санкт-Петербурга Олега Христолюбского. Зритель приходил в заранее назначенную точку, где садился в машину, за рулем которой был актер. Во время поездки по городу артист изображал таксиста, любящего поболтать с пассажиром. Для беседы актера и зрителя один на один режиссер выбрал тему смерти. В конце поездки пассажира высаживали на берегу водохранилища, где он мог обдумать услышанное.

– Смерть – это явление, которое очень волнует меня, и мне, как художнику, важно поговорить об этом. Перформанс – это попытка переосмыслить это явление и понять, как жить, зная, что ты смертен. Мы не хотели делать мрачный спектакль, но мы проецируем индивидуальный опыт, который каждый человек воспримет по-своему. Вообще это такой разговор о свободе. Во главу угла мы поставили понятие «Memento mori». Потому что важно знать и помнить, что смерть рядом с тобой всегда и в любую секунду твоя жизнь может оборваться. Но именно в тот момент, когда ты понимаешь, что ты никуда от нее не убежишь, ты становишься свободным, потому что больше не тратишь время на шелуху. Стоит помнить, что времени мало. Грустно, когда люди в конце жизни говорят: «Я столько всего не успел», это очень больно. Единственная возможность избежать такого сожаления – это жизнь с постоянным осознанием собственной смертности, – рассказал Олег Христолюбский.

Перформансы «Число любви» и «Орфей не придет» стали первыми воронежскими сайт-специфическими спектаклями, которые вывели зрителей в пространство города. Оба представления были показаны всего несколько раз для небольших групп зрителей на фестивале «Центр». Продолжат ли они существование вне фестивальной афиши, пока неизвестно.

По материалам riavrn.ru